Мой город — Воронеж
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

5 признаков того, что стоит сменить школу

Школу выбирают по разным параметрам. Кто-то — ближайшую, чтобы не нужно было рано вставать. Кто-то идет на определенную программу или из-за договоренности с вузом. Но даже при тщательном отборе может оказаться, что решение было не самым удачным. Уходить из школы и адаптироваться в новой — задача не из легких, однако иногда это лучший путь. О том, когда стоит задуматься о перемене — в материале «Учёбы.ру».
Мария Рамзаева
28 апреля 2017
Фото: Felipe Skroski / Flickr / CC BY 2.0

1.​ Слишком легко учиться

Подросток почти не делает домашнюю работу, слушает на уроках вполуха, но все равно получает сплошные пятерки и считается одним из лучших учеников? Казалось бы, есть повод для гордости. Но на деле это верный признак того, что школьнику «жмет» предлагаемая система обучения, ему слишком легко и скучно, он не узнает ничего нового.

Такая ситуация плоха по нескольким причинам. Во-первых, в ее рамках тяжело развиваться и получать знания. Вместо расширения кругозора приходится оставаться на уже пройденном уровне, повторяя давно известное. Во-вторых, это приучает к опасной мысли, что в жизни все дается легко, без каких бы то ни было усилий. Неумение трудиться — бич многих одаренных детей. Ведь написание курсовых и дипломных работ в вузе — это в первую очередь усидчивость и трудолюбие и только отчасти — знания и талант.

Кроме того, при обучении в слабом классе может нездорово повыситься самооценка, мол, другие корпят над выполнением заданий, а мне достаточно один раз взглянуть на упражнения. Подобное отношение может привести к сложностям с социализацией и жесткому разочарованию в дальнейшем, ведь однажды все равно станет ясно, что есть люди умнее и талантливее. В ситуации, когда в школе все дается слишком легко, стоит подумать о переводе в класс или школу с более сложной программой: лицейской, с углубленным изучением языков или математики и пр.

2.​ Нет круга общения

Школа важна не только из-за знаний, которые получают ученики. Именно там люди впервые самостоятельно пробуют налаживать коммуникацию, заводить отношения, договариваться и отстаивать свою позицию. Хорошее, здоровое общение в школе во многом закладывает фундамент для социализации в будущем. Поэтому стоит обращать внимание на атмосферу в классе. Общаются ли ребята между собой? Проводят ли время вместе? Плохо, если класс делится на враждующие группы: «элита» против «бедняков», девочки против мальчиков, двоечники против отличников. В такой ситуации школьник так или иначе вовлекается в нездоровые отношения, приучается делить мир на «своих» и «чужих», а не договариваться и уважать иную точку зрения. При этом он находится в постоянном страхе сделать что-то не так, выпасть из «тусовки», боится быть собой и высказывать личное мнение, подстраивается под общепринятые нормы.

Бывает и так, что у подростка вовсе нет круга общения в школе. Он сидит за партой один, ни с кем не разговаривает на переменах, не ходит гулять после уроков с одноклассниками. В такой ситуации стоит попытаться узнать причину: возможно, школьник стал изгоем, а может, сам отдалился от других ребят из-за разницы в интересах и мировоззрении.

Чем бы ни было вызвано отсутствие общения, первое, что нужно сделать, — это, конечно, попытаться изменить ситуацию к лучшему. Подросток может попробовать наладить контакт с одноклассниками и поискать общие интересы, родители — поговорить на собраниях с другими семьями или даже учителями. Если же попытки ни к чему не привели, можно попробовать поискать школы с более здоровой атмосферой и близкими по духу людьми.

3.​ Школьник стал жертвой травли

Худшая ситуация — школьный «буллинг». Если подросток не в состоянии сам справиться с обидчиками, для решения конфликта стоит привлечь учителей и родителей других ребят. Иногда совместными усилиями травлю удается прекратить. Если же руководство школы смотрит на сложившуюся ситуацию сквозь пальцы, считает ее «необходимым этапом» или «детскими делами», стоит всерьез задуматься о смене школы.

Постоянные унижения, страх и боль плохо сказываются на психическом здоровье и успеваемости. Вместо того чтобы сосредоточиться на учебе, приходится думать лишь о том, как избежать тычков и оскорблений. Такая ситуация расшатывает нервную систему и способна оставить след на всю жизнь.

Школьников из «группы риска» — замкнутых, неуверенных, с особенной внешностью — могут начать задирать и на новом месте. Хотя нередко подобное поведение ребят в классе бывает результатом попустительского отношения родителей и педагогов, так что при смене школы ситуация меняется к лучшему.

4. Изменились увлечения

Случается так, что школьники, которые всю жизнь интересовались, скажем, математикой и грезили поступлением на ВМК, вдруг охладевают к предмету и больше не хотят им заниматься. Такая потеря интереса вполне может быть временной и возникать из-за сомнений в правильности выбора или предэкзаменационного стресса. Но иногда причина заключается в давлении со стороны учителей и родителей. В такой ситуации стоит серьезно подумать, действительно ли математика, такая интересная раньше, теперь совсем не привлекает. Если ответ — да, это тоже не повод для паники: с возрастом вкусы могут меняться. Главное в такой ситуации — правильно отреагировать. Если интересы сменились не кардинально, нет необходимости менять школу. Но когда из «технарей» школьник планирует переквалифицироваться в химики, стоит поискать класс с углубленным изучением подходящих предметов.

5. Учителя-тираны

Умный, увлеченный своим предметом педагог — подарок для любой школы. Такие учителя запоминаются на всю жизнь. Но недалекий, озлобленный преподаватель, разочаровавшийся в своей работе, а то и жизни в целом, — плохой пример для подростков. Он способен отбить охоту даже у самых трудолюбивых и одаренных, вызвать отвращение к учебе.

На подобных педагогов, конечно, хочется пожаловаться, но часто замены учителю просто нет. Но если «держаться больше нету сил», а предмет является профильным и его предстоит сдавать на ЕГЭ, можно решиться и на смену школы. Конечно, это серьезный шаг, и влиться в новый класс может быть тяжело. Но если на старом месте школьник чувствует себя несчастным, ему скучно или тяжело учиться, плюсы перемен, в конечном итоге, со временем перевесят минусы.

Мария Рамзаева
28 апреля 2017

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты