Мой город — Воронеж
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Выбор программы: дизайн среды в МГИК

В чем простота и сложность творческих экзаменов, что объединяет дизайн игрушки, приюта для собак и театральных декораций и почему без проектирования невозможна практически никакая деятельность? Об этом рассказала студентка МГИК Алина Калачарова.
Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
05 апреля 2016
1 комментарий
Фото: Iwan Baan
Алина Калачарова,
студентка факультета медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств (МАИС)
Московского государственного института культуры
Что привело тебя на факультет дизайна МГИКа?

Наверное, как и большинство абитуриентов, вступающих на творческий путь, я определилась с профессией задолго до окончания школы, едва ли не с того момента, как начала посещать художественную школу. Уже тогда я понимала, что вряд ли смогу реализовать себя в какой-либо сфере, кроме дизайна, поэтому, несмотря на риск потеряться в творческой среде, я решила в будущем заняться именно им. Однако почти до самого конца вопросом оставалось то, каким именно дизайнером — графическим или средовым? Думаю, этот вопрос решился именно во МГИКе.

Конечно, тяжело было выбирать между вузами, и я подала документы в максимально допустимое их количество, с трудом состыковывая расписание вступительных творческих экзаменов. Но, тем не менее, кафедра дизайна, которая сейчас является частью факультета медикоммуникаций и аудиовизуальных искусств (раньше она была частью факультета народной художественной культуры и дизайна), привлекла меня тем, что там было направление «Дизайн среды». Так, удачно сдав экзамены и поступив на нужное направление, я попала во МГИК.

Сложно было поступить? Какие экзамены ты сдавала?

Не сказала бы, что это было очень сложно. Конечно, ЕГЭ потрепал всем нервы и заставил изрядно потрудиться, тем более, что в число предметов, необходимых для поступления, вошла литература — один из самых сложных экзаменов, вызывающий множество споров. С творческими вступительными экзаменами одним было проще, другим — сложнее. С одной стороны, чувствуешь себя как рыба в воде: все требования известны, а дисциплины (рисунок, живопись и композиция) до боли знакомы и множество раз пройдены, если вы учились в художественной школе. Однако неизвестно, какая именно гипсовая голова достанется на рисунок, какой натюрморт поставят для живописи. Кроме того, на каждый из них дается всего четыре часа, что заставляет переживать.

Какими были твои первые впечатления, когда ты поступила?

Было очень интересно и необычно. Учебный процесс моментально затягивал, быстро появились новые возможности, новое окружение радовало, ведь все одногруппники были увлечены тем же, чем и я. Мне открылись совершенно новые грани привычных профильных предметов: композиция стала делиться на составляющие и подробно разбираться; на живописи нас резко перевели на темперу (ранее практически все писали акварелью), а через полгода — на масло (им я успела поработать в художественной школе, но это было давно, поэтому я открыла для себя его заново). Рисунок гипсовых фигур постепенно перешел в рисунок с натуры: сначала — части тела, а потом и обнаженная фигура в полный рост. Но самым главным было появление главной дисциплины — проектирования.

Довольно быстро мы начали осваивать все нужные компьютерные программы. Было очень тяжело перейти от привычной «ручной» работы к компьютерной графике, но без нее сейчас не обойтись.

А почему проектирование — это главная для вас дисциплина?

Потому что это основа средового дизайна. Да и во многих других сферах, в принципе, практически никакая деятельность не возможна без него. Проектирование — это процесс разработки объекта, а в нашем случае — со всеми его составляющими. К примеру, наше задание на семестр звучит как «разработка парковой зоны» или «дизайн-проект витрины магазина». Оно делится на определенные этапы, в рамках которых объект обретает нужные формы и получает нужные характеристики.

Первый этап — это всегда собой сбор материала по теме. Дальше следует начальная стадия проектирования, в рамках которой ты двигаешься от общего к частному. Например, любая архитектурная форма зависит от условий местности, в особенности, рельефа и климата, и от условий использования. Исходя из этого, мы придумываем концепцию и создаем варианты общих, сперва абстрактных форм с помощью «клаузур» (графических набросков идеи — Прим. ред.) и эскизов. Дальше разрабатывается внешняя и внутренняя среда, всё постепенно наполняется нужными деталями. На выходе получается проект готового объекта (или объектов) с визуализацией, чертежами, графическими модулями и макетом.

Какие конкретно элементы среды вы разрабатываете?

Мы разрабатываем малые и крупные архитектурные формы, графические модули, интерьеры, экстерьеры. Также захватывается проектирование предметов мебели и ландшафтного дизайна.

Получается, отчасти вы занимаетесь работой архитектора?

Отчасти — да. Но в случае проектирования и возведения крупных архитектурных форм, несомненно, требуется помощь специалиста-архитектора. Иначе зачем был бы нужен этот профиль? Дизайнер не может всё сделать один. Архитектор, по сравнению с ним, намного больше знает о конструктивной части работы.

Расскажи о проектах, которые вы уже выполнили в рамках обучения.

Моим первым проектом была разработка модульной игрушки. Я сделала макет, который можно было собрать и разобрать. Еще один проект — дизайн-концепция пункта выдачи собак для приюта «Друг вдруг». Изначально нас попросили разработать витрину магазина, но мой проект в результате из витрины превратился в модульную мобильную конструкцию. Также я занималась разработкой театральных декораций к произведению С. Лема «Футорологический конгресс». Здесь пришлось изучить устройство сцены и правила работы театра и выделить в произведении три ключевых момента, создав три сценических декорации. А еще был дизайн-проект по благоустройству пляжных зон на территории Серебряного Бора. Я постаралась объединить его пляжи в рамках одной концепцию и создать для них несколько средовых объектов.

Какие предметы ты можешь назвать своими любимыми?

Наверное, мне больше всего интересны профильные предметы: рисунок, живопись, проект. Кроме них, конечно, есть много попутных дисциплин, но удовольствие доставляет именно самовыражение на занятия по профильным предметам.

Расскажи, пожалуйста, о преподавателях.

Преподавание в творческом вузе имеет свою специфику: форма общения свободнее, преподаватель часто играет роль наставника, который помогает студентам найти свой стиль в живописи и рисунке, научиться находить нужные формы выражения мысли в проектировании. Нередко по инициативе педагогов мы посещаем выставки, рисуем не только в институте, но и в музеях и не только. В качестве учебной практики в прошлом году нашу группу, к примеру, взяли в Сочи, где мы писали пейзажи и делали графические работы в Красной поляне и Адлере.

А что из себя представляют твои однокурсники?

Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Каждый человек здесь интересен и обладает долей таланта, работоспособностью, своей точкой зрения. Благодаря этому всегда можно увидеть много разных интерпретаций одной и той же темы, например.

Какие перспективы есть у дизайнеров среды?

Выпускнику нашей кафедры точно будет чем заняться, если, конечно, он действительно влюблен в свое дело, готов развиваться профессионально и работать не покладая рук. Средовой дизайн сейчас набирает обороты: почти каждый строящийся дом нуждается в дизайн-проекте, каждая новая концепция обретает форму только через дизайн, будь то пространство перед домом, парк, офисное здание или сцена. Тут можно пойти своим путем или примкнуть к агентству или фирме. Но лично мне бы хотелось в конце концов открыть свою дизайнерскую студию, как бы банально это ни звучало.

Ксения Яковлева
Редактор проекта Учёба.ру
05 апреля 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты